ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ РЕБЁНКА: ДЕТСКИЕ ФИНАНСЫ И ДЕТСКИЕ РОМАНСЫ

С какого возраста нужно давать ребёнку карманные деньги? А когда уже можно их у него отнимать и жить припеваючи? Сколько давать и как отслеживать траты? Советы психологов, которым в детстве давали подзатыльники, а не купюры. Разбираем тему.

ЛУЧШЕ ДАВАТЬ ДЕНЬГИ ДЕТЯМ НЕ ЕЖЕДНЕВНО, А ВМЕСТЕ НАЙТИ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ СРОК: УЧЕНИКАМ МЛАДШИХ КЛАССОВ – РАЗ В НЕДЕЛЮ, УЧЕНИКАМ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ – РАЗ В МЕСЯЦ

Родители и мотивы
В кои-то веки психологи правы. Они задают справедливый вопрос: а зачем вы вообще даёте ребёнку деньги? И причин тут много. Например, чтобы он:
– научился разумно ими распоряжаться (зачем всё тратить на беляши в столовой, если можно что-то оставить на спиртное за гаражами);
– получал поощрение за хорошее поведение или выполненные домашние дела (дураков нет, никто не будет мыть посуду бесплатно);
– не чувствовал себя хуже других (в это время, как и в любое другое, очень важно, у кого в кармане «пресс», а у кого козявки).
А может, и вовсе потому, что ты помнишь, как сам, будучи ребёнком, страдал без карманных денег? Ответы на эти вопросы помогут принять правильное решение.
Психолог Юлия Гусева однозначно советует не давать карманные деньги в виде заработной платы за выполнение домашних дел и тем более школьных заданий. В этом случае деньги становятся во главу угла, и родитель начинает управлять ребёнком – например, лишает его очередной «получки», если тот не выполнил какое-то задание. В то же время у ребёнка неминуемо возникнут негативные эмоции по отношению к родителям. При этом он не научится выполнять домашние дела как следует, качественно. Напротив – всё будет делаться спустя рукава, только ради того, чтобы поскорее получить деньги.
От себя добавим, что карманные финансы – не награда и не плата. Это один из приемов воспитания, который имеет чёткую цель – научить детей обращаться с деньгами и правильно их тратить.

С какого возраста давать
Самое распространённое и, пожалуй, правильное мнение, что начинать можно с того момента, как ребёнок пошёл в школу (7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить. Но всё же только родители могут понять, когда именно чадо психологически готово принимать обдуманные решения, отвечать за свои действия. И если твой оболтус понял это только к 18 годам, тебе же лучше – вон сколько денег сэкономлено! Хотя в таком случае и съедет он от тебя только к сорока годочкам, так что ещё неизвестно, что в итоге лучше.

Сколько давать
3 рубля в неделю. И ни копейкой больше. Хотя нет, 640 рублей! Да, лучше 640. Или всё-таки 3? На самом деле важна не конкретная цифра. Тут много факторов. Сумма должна зависеть, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста детей. Но даже если ты сказочно богат, сорить деньгами не стоит. Эксперты едины во мнении: начинать нужно с малых сумм. Определи, сколько денег твой ребёнок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления. Важно обговорить, какие статьи расходов чадо сможет самостоятельно оплачивать из своих средств. По мере взросления увеличивай сумму, добавляя в неё расходы на проездной билет, канцелярские принадлежности. В плане финансовых навыков пользы от участия ребёнка
в оплате собственных расходов будет больше.

Как часто давать деньги
Лучше это не делать ежедневно. Нужно вместе найти более или менее продолжительный срок:
ученикам младших классов – раз в неделю, ученикам средних и старших классов – раз в месяц.
Это необходимо, чтобы сын или дочь (а то и оба сразу) ответственнее относились к расходованию денежных средств и научи- лись распределять личный бюджет. Если ребёнок будет получать деньги ежедневно, он будет знать, что завтра утром их снова дадут.
Соответственно, у него нет необходимости экономить и планировать.
Ещё один принципиальный момент: важно, чтобы ребёнок осознавал ограниченность этого ресурса, понимал, что деньги – результат человеческого труда. Поэтому нужно объяснять детям происхождение денег в семье, почему можно потратить только такую сумму, не стесняться отказывать ребёнку в увеличении карманных денег, поясняя причину отказа.

Как отслеживать траты
Это нужно делать обязательно. Но речь не о тотальном контроле, поскольку это приведёт лишь к подростковому протесту и обманам. Следует с помощью нейтральных вопросов (сколько денег осталось, что купил и прочих) выяснить направления использования средств. Важно не ругать, не наказывать, не насмехаться над ним за допущенные ошибки, хотя и хочется. Гораздо эффективнее объяснять детям их ошибки. Осознание ими глупой траты денег – тоже очень важный результат. Так что, если ты жёстко устанавливаешь, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл.
И не делай послаблений! Гони от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные или слишком быстро израсходованные средства. Это подведёт его к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае необходимости всегда покроет непредвиденные потери и убытки.

Научить следить за безопасностью
Этот пункт касается и взрослых тоже, но детей особенно. Ребёнок должен понимать, что деньги всегда вызывают интерес недобросовестных граждан, а то и откровенных скотов. Поэтому следует соблюдать ряд простых правил: не хвастаться денежными средствами, не носить все деньги с собой, не оставлять их без присмотра, не давать в долг крупные суммы, не одалживать незнакомым и так далее.


                                                                                                            Факты
В Германии вопрос о сумме карманных денег решён почти на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодёжи, ребёнку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему – 1,5–2 евро, 10-летнему – 10–12 евро, а в 13 лет – уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25–30 евро в неделю.
                                       
Нередко в российских семьях бывает так мало свободных финансов, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребёнку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет подарит школьнику младших классов ощущение независимости.
                                       
В Европе педагогическим «мейнстримом» считается, что когда дети копят деньги – это хорошо. Родителям полагается всячески это стремление поощрять и стимулировать. Если тебе эта идея кажется здравой, вот совет: за каждые накопленные ребёнком, к примеру, 100 рублей вносить в его копилку от себя какую-то сумму. Это будет дополнительным стимулом. При этом с 10 лет, по мнению европейцев, дети должны начинать знакомство с банковской системой, учиться разбираться в видах вкладов, в процентных ставках и так далее. И вот это действительно полезные навыки.

Comments are closed.