ПОЧЕМУ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ – УЖЕ НЕ МОДА, А НЕОБХОДИМОСТЬ

Забота об экологии – вопрос неоднозначный. Вроде и хочется сделать мир чище, но как-то лениво. Кажется что твоих маленьких свершений не хватит, чтобы улучшить всю планету. Но это не так. Любая потраченная калория может помочь. И если каждый сделает чуть-чуть (а нас на Земле довольно много), то есть шанс, что твои дети не будут в будущем есть трёхглазую рыбу. Хотя она такая вкусная, такая зелёная…

                                                                                           Факты
В 40 странах мира запретили пластиковые пакеты. В списке Италия, Франция, Китай, Руанда и другие. Самый жёсткий запрет на использование, изготовление и импорт пакетов действует в Кении – там за это можно получить штраф 38 тысяч долларов или четыре года тюрьмы. Зелёный клининг – ещё одно современное понятие. Некоторые компании, которые занимаются клининговыми услугами, используют только экологичные чистящие и моющие средства. Они стоят дороже обычных и производятся в меньшем объёме. Но расходы клиента возрастают всего на 10% от общей стоимости услуги, а польза планете – в сто раз больше.

Ребятам пример
Тринадцатилетняя российская девочка Ксения выиграла конкурс экологических проектов и собирается
посадить деревья у школы. Финансирование в размере 67 500 рублей позволит Ксении закупить лопаты, грабли, совки, перчатки, грунт, саженцы и укрывной материал. Кроме того, девочка планирует провести экологические лекции для заинтересовавшихся учеников. Микропобеда, тем не менее, вполне осязаемая. У школы реально появятся несколько новых деревьев, а часть ребят, возможно, тоже захотят сделать в будущем что-то хорошее. И это один из простых, но очень показательных примеров.

Крупные и ответственные
В глобальном плане экологические инициативы реализуют, конечно, не тринадцатилетние дети, а крупные организации и коммерческие компании.
У них больше денег, возможностей, ну и степень условной вины перед экологией. В основе политики всемирно известной компании «Кока-кола» лежит принцип «Мы должны вести бизнес так, чтобы сохранить и защитить окружающую среду». Приоритетными для «Кока-колы» являются такие направления, как эффективное использование пресной воды, вторичная переработка отходов упаковки и энергосбережение. В масштабах огромной компании это серьёзный задел. Другое дело, что не будь таких мощных заводов, не надо было бы что-то спасать. Но это отдельная тема.
Кроме бережливого производства «Кока-кола» уделяет внимание громким акциям. Мероприятия работают и как реклама самой компании, и как продвижение важности экологических инициатив. Например, проект «День Чёрного моря» много лет проводится совместно с администрацией города Сочи. Мероприятие по уборке прибрежной зоны привлекает более 1500 волонтеров, которые собирают тонны мусора с пляжной полосы. Корпорация LEGO Group тоже известна своими экологическими планами. Она намерена полностью отказаться от пластика, сократить отходы до нуля и перевести производство на энергию ветра. Корпорация стала первой среди производителей игрушек, чья работа по сокращению выбросов парниковых газов получила поддержку Всемирного фонда дикой природы (WWF). Компания сократила общий объём выбросов углерода на 10 000 тонн. Это равносильно удалению с улиц 2 000 автомобилей.
Благодаря усовершенствованию упаковки – уменьшению её размера – LEGO удаётся экономить более 6 000 тонн картона в год. Меньше коробка – меньше затрат на доставку в магазины. Благодаря переходу на компактные упаковки корпорация, не снижая объёмов поставок, ежегодно при транспортировке задействует на 3000 грузовиков меньше. Радует, что это далеко не все инициативы. Практически у каждой компании есть свои. Например, производитель моющих средств Henkel вместе со Starbucks выпустил экочехол для горячих чашек под названием EarthSleeve, который может спасти около 100 тысяч деревьев. EarthSleeve производится с применением клея от Henkel. В продукте содержится на 34% меньше волокнистого сырья и на 25% больше материала, подлежащего повторной переработке.

Ноль отходов, ноль потерь
Нужно понимать, что крупные компании – это, конечно, и бюджет, и исполнители, и поддержка. Но оправдываться тем, что ты простой студент или владелец всего лишь небольшого магазинчика, тоже неправильно. Твоя забота о мире может быть меньше в масштабе, но она должна быть. И вот несколько воодушевляющих примеров.
Вегетарианское кафе «Рада & К» в Санкт-Петербурге запустило акцию «Refill / Наполним заново». Суть инициативы в том, что в любом кафе, баре и ресторане города, отмеченном специальными наклейками, можно бесплатно набрать питьевую воду в собственную многоразовую бутылку, чтобы тем самым снизить количество выбрасываемого пластика. Все заведения наносятся на онлайн-карту проекта. К акции уже присоединились 15 городов России. И это очень круто. К тому же для посетителей это ещё и экономия средств.
Прекрасны и магазины с товарами без упаковок. Ты приходишь за крупой, овощами и другими продуктами со своими многоразовыми экомешочками. Можно использовать также стеклянные или металлические банки, бумажные пакеты. Нагребаешь туда ковшом гречку и делаешь прекрасный гарнир, радуясь, что чуток помог планете. Сейчас магазины в формате Zero Waste («ноль отходов», «ноль потерь») открыты в Петрозаводске, Тюмени, Перми, Санкт-Петербурге, Москве и даже у нас в Бийске. В принципе, на любом рынке в России можно закупиться без будущего мусора, если принести с собой многоразовую тару.
Вот ещё один правильный магазин. Называется Nudie Jeans, находится в Стокгольме. Помимо уже привычного органического сертифицированного fair-trade хлопка здесь предлагают задуматься об утилизации и не выбрасывать джинсы. Порвавшиеся они готовы бесплатно отремонтировать, а старые принимают в переработку.

5 городов, которые борьбу за экологию возвели в культ

1
. Нью-Йорк стал самым большим городом США, в котором введён официальный запрет на упаковку из
пенопласта. С 1 июля 2015 года он полностью исчез из магазинов и с предприятий города.

2
. В Гааге (Нидерланды) заработал парк «зелёных» такси, который полностью состоит из электромобилей.

3
. В Лондоне заброшенные линии метрополитена переоборудуют в подземные дорожки для велосипедистов и пешеходов. Проект, предложенный компанией Gensler, снизит количество пробок. Предполагается, что безопасное и быстрое движение под землёй подтолкнёт лондонцев меньше использовать автомобили и засорять воздух.

4
. Население бразильского города Куритиба достигло 2,7 миллиона человек, большая часть из них проживала в трущобах и не знала о переработке отходов. Мусор стал огромной проблемой. Тогда мэр придумал идею. По границам бедных районов были расставлены мусорные контейнеры с наклейками «стекло», «пластик», «бумага» и т. д. Каждому человеку, приносившему мешок мусора, полагался талон, который можно обменять на проезд в транспорте, пакет фруктов и овощей. Вскоре тысячи людей очистили город.

5. В Азии наиболее высокий показатель по защите экологии у Сингапура. Город занимает первое место в мире по количеству зелёных насаждений – почти 30 % территории. Знаменитые гигантские металлические деревья Сингапура – тоже не просто декоративная достопримечательность. Они поглощают тепло, собирают дождевую воду, а на вершине каждого из 18 сооружений установлены солнечные батареи, полученная энергия из которых используется для освещения сада.

Вместо вывода
Хочется пожелать всем жить в достойных, экологически чистых условиях, прекрасного зелёного пространства вокруг и гармонии с окружающим миром. Но не стоит полагаться на кого-то в надежде, что мир изменится к лучшему. Сделай первый шаг, благо вариантов – множество! Если видишь, что кто-то «забыл» вывезти мусор после пикника, забери их пакеты с собой. Если видишь, что кто-то выбросил окурок из автомобиля на дорогу, догони и забрось бычок ему обратно в салон. Шутим, конечно. Но смысл ты понял.

Comments are closed.