Кажется, что в «Бойцовском клубе» про проблему потребления было сказано всё. Однако это не останавливает людей от безудержных покупок ненужных вещей и существования в режиме «все идите лесом, я – в торговый центр». Сегодня мы хотим порассуждать о том, как научиться покупать только то, что действительно пригодится, и как разумное потребление влияет на жизнь нашей планеты.

Текст – Антон Корчагин

Лирическое отступление. Автор этих строк – источник истины так себе. В момент написания текста в одном окне у него открыты ссылки на исследования, в другом – несколько хороших курток, которые (о боже!) сейчас продаются с 50%-й скидкой. Так что в каком-то смысле учиться «правильной» жизни будет и сам журналист, и наши читатели. Но ближе к делу.

У меня столько чёрных шмоток, что если ходить на похороны 365 раз в год, я ни разу не повторюсь

Вот кажется, ну купил человек седьмую пару джинсов, или двадцатую футболку, или ещё одно жабо… Что тут такого, если есть настроение, а дома нет голодных детей? Но в реальности всё гораздо серьёзнее. Ведь это не те покупки, которые являются необходимыми. Это сигнал для себя: вот, всё в жизни хорошо, есть деньги на шопинг. Это сигнал для других: вот, смотрите, я не хуже вас, могу покупать, ходить по кофейням.

Вообще, статусные траты – почти императив для подавляющего большинства членов общества. Они точнейшим образом маркируют, кто есть кто и стоит ли иметь дело с этим человеком. Поэтому в «Инстаграме» редко появляются фотки девушек с пакетом «Мария-Ра», а вот барышень с пакетами статусных Louis Vuitton или Prada – хоть отбавляй.

В этом смысле хождение по торговым центрам создаёт у человека иллюзию достатка и власти. Покупаются не столько вещи для личного потребления, сколько некие атрибуты своего «величия». В том числе людям льстит отношение к ним продавцов: уважение, услужливое обращение, льстивые похвалы, да даже фирменные пакеты для покупок.

Встречаются и более глубокие причины. По мнению врачей из медицинской страховой компании «Techniker Krankenkasse» (Германия), чаще всего стремление к ненужным покупкам развивается у женщин. И происходит это на почве недостатка внимания, чувства одиночества, внутренней пустоты, потребности в признании и любви, а также в период депрессии из-за потери партнёра.

Бережём мир и кошелёк

О том, как выйти из подобной ситуации, дизайнер одежды Виктория Ирбаиева говорит так:

– Разумное потребление – это когда я потребляю ровно столько, сколько нужно. При этом жизненный цикл каждой вещи продлевается за счёт бережного хранения. Если говорить об одежде, то всё просто: покупать нужно только то, что будешь носить долго, а качество изделия позволит передать его «следующим поколениям» – не обязательно в прямом смысле слова, это могут быть просто другие руки.

Что я, как дизайнер, сама делаю для снижения урона нашей планете? Для производства капсульных коллекций небольшими тиражами моя марка использует только труд квалифицированных сотрудников: швей, конструкторов, технологов, — что позволяет делать качественный крой и пошив, в отличие от «потогонных фабрик», которые производят гигантские объёмы для масс-маркета.

Понятно, что огромное количество вещей, которые продаются за условные 300 рублей, останутся в магазине – их просто очень много, их выбрасывают без переработки, создавая экологические коллапсы. А купленные вещи прослужат 1-3 месяца (зачем носить долго, если можно купить новьё опять за 300 рублей) и тоже попадут в мусорку. Очень грустный цикл.

Вот и деньги прошли, словно и не бывало

Неконтролируемое потребительство в современном мире становится пагубной зависимостью. Учёные даже подобрали слово для этого недуга – ониомания. Так называют непреодолимое желание что-либо покупать без необходимости, а ради удовольствия от самого процесса покупки. Поход по бутикам становится и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом. В просторечии людей с такой зависимостью называют шопоголиками.

Симптомы ониомании:

– поход в магазин без чёткого желания найти что-то конкретное;
– осмотр большинства выставленного на продажу товара;
– желание купить продукт без объективной причины;
– постоянное обсуждение купленного товара;
– апатия без регулярного посещения торговых заведений.

«Квартира, дача, машина» – триада, характеризующая потребительский идеал, сложившийся в СССР в 1960–1980 годах. В принципе, продолжает существовать и в настоящее время, хоть и в изменённом виде и не во всех слоях общества.

Кстати, интересный факт: американская психиатрическая ассоциация первоначально не признала ониоманию нарушением здоровья, однако в последнее время имеются основания для пересмотра этой позиции, так как в ониомании наличествуют все основные признаки маниакального поведения. Для человека, страдающего зависимостью, товары теряют значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Возможность социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, чем продукт, который приобретается. Человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, а потребление становится целью и смыслом жизни. Это печально.

И беда в том, что всё это отчаянно культивируется. Экономическая система тесно переплетается с
культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие слои сознания. А то, что человек может потратить деньги и оставить семью без еды, бизнес уже не интересует. Точнее, интересует, но с другой стороны. Тут уже руки потирают банки с кредитами и конторки с микрозаймами.

«Вставьте наличные пачкой», – шутит банкомат

Жизненный юмор. Воспользовался советами о том, как дотянуть до зарплаты: отказался от посещения кофеен, перестал покупать десерты, воздержался от мраморных стейков. Стал тратить меньше ровно на 0 рублей.

На самом деле, у потребительского общества есть множество плюсов. Желание делать покупки, например, является хорошим стимулом для зарабатывания денег и, как следствие, упорной работы, учёбы, повышения квалификации. Чтобы покупать шмотки и ходить по ресторанам, надо уметь зарабатывать. И если человек готов трудиться – это же здорово!

«Этичное потребление» – это намеренный выбор товаров, которые были произведены, обработаны и доставлены с минимальным вредом для людей, животных и окружающей среды.

Кто такой этичный покупатель

Выход из ситуации, который нам подсказывают специалисты, находится в области понятия «этичное потребление». Так называют социальный феномен, когда покупатели очень внимательны к происхождению и составу покупаемого товара, экологическим и социальным условиям его производства, способам утилизации и так далее. То есть «этичное потребление» – это намеренный выбор товаров, которые были произведены, обработаны и доставлены с минимальным вредом для людей, животных и окружающей среды.

Вот она – золотая середина! С одной стороны, ты продолжаешь покупать, с другой – это идёт всем на
пользу. Вместо того, чтобы рассматривать деньги как средство для покупки статусных элитных товаров или повышенного качества жизни, нам необходимо рассматривать наши деньги как средство голосования за конкретные вещи. Покупая дешёвую одежду, произведенную на «потогонной фабрике», мы голосуем за эксплуатацию рабочих. Покупая прожорливый бензиновый джип, мы голосуем за изменение климата.

Даже совершая маленькие ежедневные покупки, такие как кофе, чай, хлопья для завтрака, хлеб или полиэтиленовый пакет, мы голосуем за что-то. И нужно голосовать ответственно. В качестве морализаторства можно сказать, что прописная истина «всё хорошо в меру» очень подходит для темы этой публикации. Не нужно отказывать себе в шопинге, если он даёт хорошее настроение. Но нужно понимать, что становиться рабом брендов – это деструктивная позиция.

Куртку, кстати, я не стал покупать, так как уже есть четыре нормальных куртки и четыре пуховика. Хотя это, блин, был «Армани»… И со скидосом в пять тысяч… Эх…

Comments are closed.